пятница, 1 мая 2020 г.

6 класс 02/05/20

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»


Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — одно из самых знаменитых произведений П. Чайковского. В основу программы этого симфонического сочинения было положено литературное произведение — трагедия гениального английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира, повествующая о любви, верности и трагической гибели двух юных героев.
О кропотливой работе композитора над созданием увертюры-фантазии говорят три её редакции. Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии. После смерти Чайковского композитор С. И. Танеев закончил эту сцену и издал её как дуэт Ромео и Джульетты.
Чайковский ясно представлял себе будущую оперу. «Это будет самый мой капитальный труд, — писал он своему брату Модесту Ильичу. — Как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера... Есть любовь, любовь и любовь...».
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей — вступление, экспозицию, разработку, репризу и коду.
Открывает увертюру-фантазию тема одного из действующих лиц трагедии. Внимательное вслушивание в первую тему увертюры-фантазии позволяет познакомиться с одним из действующих лиц трагедии Шекспира — монахом, патером Лоренцо, от лица которого Чайковский ведёт дальнейший рассказ о происходящих событиях.
После вступления, которое рисует образ патера Лоренцо, следует экспозиция — показ других образов трагедии. И первый из них — это образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов — Монтекки и Капулетти.
Растаяли в воздухе звуки чарующей мелодии. Вопросительной интонацией заканчивается первый раздел увертюры. И после короткой паузы... вновь звучит музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ — начинается новый раздел симфонического произведения — разработка.
И вновь в музыке увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» звучит тема главной партии — тема вражды. Она открывает третий раздел сочинения — репризу. Тревога и напряжение в музыке усиливаются. После удара большого барабана возникает неожиданная пауза. Какой смысл несёт такой изобразительный момент в музыке? Об этом рассказывает слушателям последний раздел увертюры-фантазии — кода (завершение, заключение). Звучат мерные скорбные аккорды оркестра. О чём говорит эта музыка? Это траурный марш, неторопливое скорбное шествие или — заупокойное песнопение?



Комментариев нет:

Отправить комментарий