Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — одно из самых
знаменитых произведений П. Чайковского. В основу программы этого симфонического
сочинения было положено литературное произведение — трагедия гениального
английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира, повествующая о
любви, верности и трагической гибели двух юных героев.
О кропотливой работе композитора над созданием
увертюры-фантазии говорят три её редакции. Чайковский задумал даже сочинить
оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания
Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии. После
смерти Чайковского композитор С. И. Танеев закончил эту сцену и издал её как
дуэт Ромео и Джульетты.
Чайковский ясно представлял себе будущую оперу. «Это
будет самый мой капитальный труд, — писал он своему брату Модесту Ильичу. — Как
я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на
музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального
характера... Есть любовь, любовь и любовь...».
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» написана
Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей — вступление, экспозицию,
разработку, репризу и коду.
Открывает увертюру-фантазию тема одного из действующих
лиц трагедии. Внимательное вслушивание в первую тему увертюры-фантазии
позволяет познакомиться с одним из действующих лиц трагедии Шекспира — монахом,
патером Лоренцо, от лица которого Чайковский ведёт дальнейший рассказ о
происходящих событиях.
После вступления, которое рисует образ патера Лоренцо,
следует экспозиция — показ других образов трагедии. И первый из них — это образ
борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов —
Монтекки и Капулетти.
Растаяли в воздухе звуки чарующей мелодии.
Вопросительной интонацией заканчивается первый раздел увертюры. И после
короткой паузы... вновь звучит музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ —
начинается новый раздел симфонического произведения — разработка.
И вновь в музыке увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»
звучит тема главной партии — тема вражды. Она открывает третий раздел сочинения
— репризу. Тревога и напряжение в музыке усиливаются. После удара большого
барабана возникает неожиданная пауза. Какой смысл несёт такой изобразительный
момент в музыке? Об этом рассказывает слушателям последний раздел
увертюры-фантазии — кода (завершение, заключение). Звучат мерные скорбные
аккорды оркестра. О чём говорит эта музыка? Это траурный марш, неторопливое
скорбное шествие или — заупокойное песнопение?
Комментариев нет:
Отправить комментарий