четверг, 23 апреля 2020 г.

7 класс. 23.04.

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси




С сочинениями французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси (1862-1918) вы уже знакомы. Среди них — симфоническая картина «Море» («Диалог ветра с морем»), фортепианные пьесы - «Прелюдии», шуточный «Кэк уок».
Из программных произведений наиболее популярными стали «Ноктюрны» — три музыкальные картины: «Облака», «Празднества», «Сирены». Эти симфонические пьесы имеют небольшие литературные предисловия автора.





«Празднества» - вторая пьеса «Ноктюрнов» строится композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра — танец и марш. В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия... проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остается все время - это праздник... это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».



Яркая картинность литературной программы находит свое отражение в живописности музыки «Празднеств». Слушатели погружаются в мир, полный звуковых контрастов, затейливых гармоний, игры инструментальных тембров оркестра. Мастерство композитора проявляется в его удивительном даре симфонического развития.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.


Слово концерт (от итал. concerto — согласие, от лат. concerto — состязаюсь) имеет два значения. Первое — это публичное исполнение музыкальных произведений, хореографических, эстрадных и других номеров по заранее объявленной программе. Второе значение — это музыкальное произведение, основанное на сопоставлении, состязании одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и всего оркестра.
Жанр концерта складывался постепенно, начиная с XVI в. Так, знакомый вам «Итальянский концерт» И.-С. Баха — произведение, сочиненное для клавесина соло, предшественника современного фортепиано. Программные концерты А. Вивальди «Времена года» написаны для скрипки соло и струнного квинтета, органа и чембало (разновидность клавесина). Именно Вивальди установил классическую трехчастную структуру концерта, чередование частей: быстро—медленно—быстро






В XVIII в. жанр концерта, наряду с симфонией, начинает приобретать все большее значение. Каждый из этих жанров представляет собой сонатно-симфонический цикл. Его главное отличие от старинных форм инструментальной музыки (сюиты, кончерто гроссо) заключается в том, что контраст существует не только между частями цикла, но и между темами внутри частей.
В русской музыке был распространен жанр хорового духовного концерта («Не отвержи мене во время старости» М. Березовского). Широко известны инструментальные концерты русских композиторов - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского, Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, Concerto grosso № 1 А. Шнитке и др.



Известный армянский композитор XX в. Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) воплотил в своих сочинениях яркий эмоциональный колорит закавказской музыкальной культуры. Вам уже знакомы его «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».




Концерт для скрипки с оркестром написан Хачатуряном в пору творческой молодости. Его музыка передает характерное для композитора страстной упоение земной красотой, поющей, животворящем лучезарной. Музыка Концерта пронизана народными песенно-танцевальными интонациями и ритмами. Композитор, следуя традициям, варьирует мелодий, оплетая их кружевом, орнаментом, «играет» ритмами, оркестровыми красками, перекличками оркестра с солирующей скрипкой.



Задание


Найти определения терминов и выписать их:

  Инструментальный концерт – это …

  Сонатно-симфонический цикл – это…

 
Описать историю развития жанра инструментального концерта.   




Выполненное задание прислать на эл. адрес -  Zadneprovskaya29@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий