Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси
С сочинениями французского композитора-импрессиониста
Клода Дебюсси (1862-1918) вы уже знакомы. Среди них — симфоническая картина
«Море» («Диалог ветра с морем»), фортепианные пьесы - «Прелюдии», шуточный «Кэк
уок».
Из программных
произведений наиболее популярными стали «Ноктюрны» — три музыкальные картины:
«Облака», «Празднества», «Сирены». Эти симфонические пьесы имеют небольшие
литературные предисловия автора.
«Празднества» - вторая пьеса «Ноктюрнов» строится
композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра — танец
и марш. В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» это движение,
пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод
шествия... проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остается
все время - это праздник... это смешение музыки со светящейся пылью,
составляющее часть общего ритма».
Яркая картинность литературной программы находит свое
отражение в живописности музыки «Празднеств». Слушатели погружаются в мир,
полный звуковых контрастов, затейливых гармоний, игры инструментальных тембров
оркестра. Мастерство композитора проявляется в его удивительном даре
симфонического развития.
Инструментальный
концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Слово концерт (от итал.
concerto — согласие, от лат. concerto — состязаюсь) имеет два значения. Первое
— это публичное исполнение музыкальных произведений, хореографических,
эстрадных и других номеров по заранее объявленной программе. Второе значение —
это музыкальное произведение, основанное на сопоставлении, состязании одного
или (реже) нескольких солирующих инструментов и всего оркестра.
Жанр концерта складывался
постепенно, начиная с XVI в. Так, знакомый вам «Итальянский концерт» И.-С. Баха
— произведение, сочиненное для клавесина соло, предшественника современного
фортепиано. Программные концерты А. Вивальди «Времена года» написаны для
скрипки соло и струнного квинтета, органа и чембало (разновидность клавесина).
Именно Вивальди установил классическую трехчастную структуру концерта,
чередование частей: быстро—медленно—быстро
В XVIII в. жанр концерта,
наряду с симфонией, начинает приобретать все большее значение. Каждый из этих
жанров представляет собой сонатно-симфонический цикл. Его главное отличие от
старинных форм инструментальной музыки (сюиты, кончерто гроссо) заключается в
том, что контраст существует не только между частями цикла, но и между темами
внутри частей.
В русской музыке был
распространен жанр хорового духовного концерта («Не отвержи мене во время
старости» М. Березовского). Широко известны инструментальные концерты русских
композиторов - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского, Концерт №
3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, Concerto grosso № 1 А. Шнитке и
др.
Известный армянский
композитор XX в. Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) воплотил в своих сочинениях
яркий эмоциональный колорит закавказской музыкальной культуры. Вам уже знакомы
его «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».
Концерт для скрипки с
оркестром написан Хачатуряном в пору творческой молодости. Его музыка передает
характерное для композитора страстной упоение земной красотой, поющей,
животворящем лучезарной. Музыка Концерта пронизана народными
песенно-танцевальными интонациями и ритмами. Композитор, следуя традициям,
варьирует мелодий, оплетая их кружевом, орнаментом, «играет» ритмами,
оркестровыми красками, перекличками оркестра с солирующей скрипкой.
Задание
Найти определения
терминов и выписать их:
Инструментальный
концерт – это …
Сонатно-симфонический цикл – это…
Описать историю развития
жанра инструментального концерта.
Выполненное задание прислать на эл. адрес - Zadneprovskaya29@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий