Мир музыкального театра. Балет
Трагедия Уильяма Шекспира
«Ромео и Джульетта» повествует о любви юноши и девушки из двух враждующих
семей. За годы существования трагедия легла в основу более сотни экранизаций,
имеет десяток литературных адаптаций, нашла отражение в музыкальных
произведениях эпохи романтизма. В период её расцвета в музыке с 1820-х годов
было написано: две оперы (Винченцо Беллини и Шарля Гуно), симфоническая поэма
Гектора Берлиоза и увертюра-фантазия Петра Чайковского.
Сергей Сергеевич
Прокофьев обратился к «вечному» сюжету спустя 100 лет после создания
увертюры-фантазии Чайковского, написав балет «Ромео и Джульетта» в 1938 году.
Балет – это спектакль,
содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
Сергей Прокофьев родился
в 1891 году. Он был блистательным пианистом, композитором, дирижёром и
писателем. Он сочинял во всех жанрах: симфоническую музыку, балеты и оперы,
музыку для кино и драматических спектаклей.
С. С. Прокофьев вырос в
музыкальной семье. Помимо музыки его увлекала литература и шахматы. После школы
учился в консерватории у лучших педагогов того времени. Прокофьев был
достаточно смелым и прямолинейным человеком. С 1918 по 1936 год он жил и
работал в Нью-Йорке, где написал оперу «Любовь к трём апельсинам», три
симфонии, несколько концертов. В 1936 году вернулся в СССР.
Творчество Прокофьева
отличает поиск своего музыкального языка и оригинальности. Композитор не любил
избитые приёмы и не одобрял подражание.
Премьера балета «Ромео и
Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева состоялась в 1940 году в Кировском
театре в Ленинграде (ныне Мариинский театр в Санкт-Петербурге). Роль Джульетты
исполнила Галина Уланова, Ромео – Константин Сергеев.
Балет с трудом пробивал
себе дорогу на сцену: премьеру откладывали и запрещали в течение пяти лет.
Сокращённый вариант балета был поставлен в 1938 году в Чехословакии. Для своего
времени это была новаторская музыка. Сочетание контрастных номеров определила
композицию.
Композиция – это
строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы,
искусства.
Артисты и музыканты,
репетировавшие балет, считали музыку не танцевальной. Некоторые даже
отказывались от выступлений, боясь провала. Несмотря на опасения, балет
завоевал популярность, был удостоен Сталинской премии, а фильм-балет, снятый в
1954 году, получил приз на Каннском кинофестивале.
В балете представлены
индивидуальные характеристики героев: портреты и диалоги. Например, патер
Лоренцо, согласивший обвенчать влюбленных, представлен музыкой, по складу
напоминающей хорал. Помимо индивидуальных характеристик героев, в балете есть и
массовые сцены, дающие представлении о времени действия балета.
Светлая любовь главных
героев сталкивается с враждой двух кланов со средневековым укладом: Монтекки и
Капулетти. Тема вражды остаётся неизменной на протяжении всего балета.
Мюзикл
В 1957 году американский
композитор и дирижёр Леонард Бернстайн написал мюзикл «Вестсайдская история».
Вест-Сайд – означает «западная сторона». Подразумевается западная окраина
Нью-Йорка.
Бернстайн был выдающимся
композитором, пианистом, главным дирижёром Нью-Йоркской академии, автором книг
о музыке.
Мюзикл – это
музыкально-театральный жанр, сочетающий в себе музыкальное, драматическое, хореографическое
и оперное искусства.
Мюзикл не пользовался
большой популярностью, так как публика предпочитала менее драматичные сюжеты.
Однако всё изменилось, когда историю современных Ромео и Джульетты решили
экранизировать. В основе произведения – вечный сюжет о влюблённых молодых
людях. Отличие лишь в том, что история перенесена в Америку, а враждуют между
собой не семьи, а группировки. Пуэрториканку Марию из одного клана полюбил
американец Тони из другого.
Песня «Мария», которую
поёт Тони, отсылает нас к лучшим мировым образцам романтической музыки, а сцена
драки - к балету Прокофьева. Музыка мюзикла поражает жанровым разнообразием:
классика, джаз, латиноамериканские ритмы.
Жанр – понятие,
отражающее существенные свойства и связи явлений искусства, совокупность
особенностей произведения.
Фильм «Вестсайдская
история» режиссёров Роберта Уайза и Джерома Роббинса, вышедший на экраны в 1961
году, получил множество премий, в том числе «Оскара» и «Грэмми» удостоился
композитор Леонард Бернстайн.
Против чего выступал С.
С. Прокофьев в балетном творчестве?
Как называется спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах?
Прислать ответы на вопросы - Zadneprovskaya29@gmail.com
Как называется спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах?
Прислать ответы на вопросы - Zadneprovskaya29@gmail.com
Образы киномузыки
«Ромео
и Джульетта» в кино XX века
Они
ушли во тьму,
Но не исчез их след.
У. Шекспир
Через несколько лет после
постановки мюзикла «Вестсайдская история» появляется одноимённый фильм с
музыкой Л. Бернстайна. Он стал заметным событием в мировом кинематографе и
получил несколько наград «Оскар» от Американской киноакадемии. В России в
различных театрах также были осуществлены постановки этого мюзикла.
Сюжет бессмертной
трагедии У. Шекспира продолжает привлекать режиссёров театра и кино.
«Ромео
и Джульетта» в кино XX века
Они
ушли во тьму,
Но не исчез их след.
Но не исчез их след.
У. Шекспир
Через несколько лет после
постановки мюзикла «Вестсайдская история» появляется одноимённый фильм с
музыкой Л. Бернстайна. Он стал заметным событием в мировом кинематографе и
получил несколько наград «Оскар» от Американской киноакадемии. В России в
различных театрах также были осуществлены постановки этого мюзикла.
Сюжет бессмертной
трагедии У. Шекспира продолжает привлекать режиссёров театра и кино.
Комментариев нет:
Отправить комментарий