Симфоническая
музыка. Ф. Шуберт Симфония №8 «Неоконченная». П. И.Чайковский
Симфония №5
Обратите внимание на дату урока! Урок на  9.04.20 находится ниже.
Мало кто знает, но одно из
самых узнаваемых произведений Франца Шуберта не получило признания при жизни. В
нотном тексте сочинения композитор зашифровал все самое характерное для
романтического периода. Удивительное послевкусие оставляет музыка, и в ней есть
загадка, ведь она совсем не вписывалась в стандарты своего времени.
Композитор создавал ее на
протяжении последних месяцев 1822 года. Он был в эти годы уже широко известен в
Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, однако
ни одна из его предшествовавших симфоний не была публично исполнена, и как
симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал. Новая симфония
создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже — в
партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии,
однако в партитуре композитор записал лишь две. Больше он к этой симфонии не
возвращался. Потому она и получила в последствии название Неоконченной.
До сих пор продолжаются
споры о том, является ли эта симфония действительно незавершенной, или Шуберт
полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо общепринятых четырех. Две
ее части оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности. Это
позволило некоторым исследователям утверждать, что композитор и не предполагал
продолжения, так как воплотил свой замысел в двух частях. Однако сохранились
наброски партитуры третьей части, по каким-то причинам оставленные в эскизе.
Более того, среди музыки к пьесе «Розамунда», написанной в тот же период,
существует антракт, написанный также в си миноре — тональности крайне редко
употреблявшейся, — и по характеру имеющий сходство с традиционным симфоническим
финалом. Некоторые исследователи творчества Шуберта склонны считать, что этот
антракт вкупе с набросками скерцо и составляет обычный четырехчастный цикл.
Неоконченная — одна из
поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в
этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. С ней в
симфоническую музыку входит новая тема — внутренний мир человека, остро
чувствующего свой разлад с окружающей действительностью. Это — первая
лирико-психологическая драма в симфоническом жанре. К сожалению, ее появление
на эстраде задержалось почти на полвека, и симфония, ставшая потрясением для
открывших ее музыкантов, не оказала на развитие музыки своевременно того
влияния, которое могла бы оказать. Она прозвучала тогда, когда уже были
написаны романтические симфонии Мендельсона, Берлиоза, Листа.
П.И. Чайковский. Симфония №5
Почти через одиннадцать лет после создания
Четвертой симфонии Чайковский вновь обратился к той же теме. Теперь он хочет
решить ее по-иному: вступить в борьбу с роком и победить его. Но сначала надо
было выбрать для этого время.
Сезон 1887—1888 годов был у него очень
напряженным. Он дирижировал первыми спектаклями оперы «Чародейка», поставленной
в Петербурге в Мариинском театре в октябре, в ноябре дал два симфонических
концерта в Москве, потом отправился в первую большую гастрольную поездку за
рубеж. За границей он провел четыре месяца, дирижировал концертами из своих
сочинений в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне. Больше
изматывали не сами концерты, а то, что было много вечеров в его честь,
приходилось принимать и отдавать визиты, слушать чужую музыку. Единственным
действительно приятным оказалось знакомство с Григом, с которым русский
композитор ощущал какое-то внутреннее родство.
Когда утомительная поездка наконец
завершилась, композитор с огромным облегчением поселился в имении Фроловском, в
семи верстах от городка Клина. Эту усадьбу помещиков Паниных, привольно
раскинувшуюся среди живописных холмов, Чайковский знал давно. Он снял скромный
домик, стоявший на солнечном пригорке, окруженный тенистым садом, переходящим в
густой лес. «Я совершенно влюблен в Фроловское», — писал он брату. Здесь в мае
1888 года и была начата работа над Пятой симфонией.
Поначалу сочинение продвигалось очень
медленно и трудно — сказывалось огромное утомление предшествующих месяцев.
Композитор даже начал сомневаться в своих возможностях. «Буду теперь усиленно
работать, мне ужасно хочется доказать не только другим, но и самому себе, что я
еще не выдохся, — писал он. — Частенько находит на меня сомнение в себе и
является вопрос: не пора ли остановиться, не слишком ли я напрягал всегда свою
фантазию, не иссяк ли источник? Ведь когда-нибудь должно же это случиться, если
мне суждено еще десяток-другой лет прожить, и почему не знать, что не пришло
уже время слагать оружие?»
Еще через две недели он сообщал в письме к
Н. Ф. фон Мекк, меценатке, уже много лет дававшей ему возможность не задумываться
о материальных вопросах: «Трудно сказать теперь, какова моя симфония
сравнительно с предыдущим и особенно сравнительно с «нашей» (так он назвал
Четвертую, посвященную Н. фон Мекк. — Л. М.). Как будто бы прежней легкости и
постоянной готовности материала нет, припоминается, что прежде утомление бывало
к концу дня не так сильно. Теперь я так устаю по вечерам, что даже читать не в
состоянии».
Тем не менее к 14 августа симфония была
полностью закончена и посвящена И. Ф. Т. Аве-Лаллеману, видному музыканту и
музыкальному общественному деятелю, основателю и руководителю Гамбургского
Филармонического общества. С ним Чайковский познакомился во время гастрольной
поездки 1888 года и был совершенно очарован восьмидесятилетним старцем, который
не только безупречно организовал его выступления, но и был на всех репетициях,
а потом сказал композитору немало добрых слов. Премьера симфонии состоялась 5
ноября 1888 года в Петербурге, в концерте Филармонического общества, вся
программа которого была составлена из произведений Чайковского. Дирижировал сам
автор. 10 декабря он дирижировал ею в Москве, в концерте РМО.
В обеих столицах новая симфония имела
большой успех у публики, однако мнение критики не было столь единодушным. Так
один из петербургских рецензентов говорил об упадке таланта Чайковского, другой
упрекал в безыдейности и рутине. Самого композитора симфония тоже не
удовлетворила. «С каждым разом я все больше и больше убеждаюсь, что последняя
симфония моя — произведение неудачное, и это сознание случайной неудачи (а
может быть, и падения моих способностей) очень огорчает меня. Симфония
оказалась слишком пестрой, массивной, не искренней, растянутой, вообще очень
несимпатичной», — пишет Петр Ильич Н. фон Мекк.
Не нужно объяснять, что мнение это,
глубоко несправедливо. Кстати, в том же письме он сообщает, что Танеев —
прекрасный, высокопрофессиональный музыкант, — считает Пятую симфонию лучшим
сочинением Чайковского. По-видимому, причина столь критического отношения
автора к этому опусу заключалась именно в том, что он совершил здесь попытку ту
же тему, что однажды была воплощена им с огромной убедительностью, раскрыть
по-новому. В основу Пятой симфонии также положена «тема судьбы» — мрачный
навязчивый образ, который проходит сквозь все части, развитие и изменения которого
и раскрывают центральную идею сочинения.
Весной 1889 года Чайковский поехал в
Гамбург специально для того, чтобы продирижировать там симфонией, посвященной
И. Ф. Т. Аве-Лаллеману. К сожалению, престарелый музыкант не смог побывать на
посвященном ему исполнении, но прислал композитору трогательное письмо.
Результатом же гамбургской премьеры стало то, что Чайковский пересмотрел свое
отношение к симфонии и признал ее очевидные достоинства.
Задание: Послушать симфонию П.И. Чайковского № 5 и "Неоконченную симфонию" № 8 Ф.Шуберта. Прочесть в учебнике стр. 124-125 и 130-131. Письменно в рабочей тетради ответить на вопросы к обоим параграфам. 
Выполненное задание прислать на эл.адрес в день урока (16.04.20)  - Zadneprovskaya29@gmail.com
Симфония № 7
(«Ленинградская») Д. Шocтаковича
Дмитрий Дмитриевич
Шостакович (1906-1975) - выдающийся русский композитор XX в. На протяжении
этого столетия дважды разыгрывались страшные трагедии - мировые войны.
Трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и
страданиями человека. И в то же время его произведения проникнуты верой в
победу добра и справедливости.
Шостакович начал писать
музыку с девяти лет. Его первым сочинением, которое услышали родные и близкие,
стала пьеса «Солдат». Шел 1915 год. Колонны солдат двигались по улицам
Петрограда, отправляясь на фронты Первой мировой войны. Дима Шостакович не мог
не высказаться о том, что волновало его самого и окружающих.
Много позже, в 1941 г.
Шостакович откликнулся на страшные события Второй мировой войны Симфонией № 7,
посвященной блокадному Ленинграду и получившей всемирное признание как символ
борьбы с фашизмом. «Седьмая симфония - поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей
победе», - писал Шостакович.
Потрясающим фактом в
судьбе Симфонии было то, что в августе 1942 г. ленинградцы нашли в себе силы
исполнить ее в осажденном городе. В оркестре Радиокомитета осталось всего
пятнадцать человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в
городе музыкантов и еше тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых
оркестрах под Ленинградом. 9 августа, в тот самый день, когда по планам
гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в
Ленинград. Симфонию сыграли в зале Филармонии. Дирижировал Карл Ильич
Элиасберг.
По словам самого
Шостаковича, 1-я часть Симфонии № 7 представляется грандиозной симфонической
поэмой, которая рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь
ворвалась грозная сила — война... Экспозиция 1-й части повествует о жизни
людей, уверенных в себе и своем будущем. Это простая мирная жизнь, какой до
войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся наша страна...
Через весь средний эпизод проходит тема войны...».


 
Комментариев нет:
Отправить комментарий