Импрессионизм в музыке и живописи
Клода Дебюсси (1862—1918),
выдающегося французского композитора, называют основоположником импрессионизма
в музыке.
Его
музыка часто основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени,
прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых
пятен.
Влияние
живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он
дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др.
Клод Дебюсси занимался и
дирижёрской деятельностью. Гастролируя по миру, он побывал в том числе и в
России, где познакомился с деятельностью музыкального объединения «Могучая
кучка» и был впечатлён использованием оркестровых красок Н. А. Римским-Корсаковым
в создании музыкальных морских пейзажей.
Клод Дебюсси известен как
автор опер, балетов, кантат, поэм, ноктюрнов, сюит для симфонического оркестра.
Но деятельность композитора неотрывно связана с фортепианной музыкой, к тому же
он сам был прекрасным пианистом.
Названия его прелюдий
созвучны поэтическим строкам: «Феи – восхитительные танцовщицы», «Девушка с
волосами цвета льна», «Снег танцует». Если воссоздавать музыку Дебюсси
средствами живописи, то это наверняка были бы акварельные краски и пастельные
тона.
Клод Дебюсси первым среди
европейских композиторов включил джазовые ритмы в фортепианную музыку. Под
впечатлением от увиденного американского шоу композитор создал образ маленького
танцора «Кукольного кэк-уока» в финале сюиты «Детский уголок» (кэк-уок – модный
в начале XX века танец негритянского населения Америки).
Микалоюс
Константинас Чюрлёнис
Его работы, порой,
непонятны. Но, скорее они просто непривычны и дают простор нашему воображению.
Творчество Чюрлёниса — это величественный гимн природе, гимн жизни, гимн
солнцу.
Наиболее характерной
картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. Удивительный ритм
ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Отражаясь вертикально,
они аллегорически напоминают нам перекликающиеся в верхнем регистре
темы-повторения. В музыке Средневековья форма фуги зарождалась именно из
техники имитации, когда один и тот же мотив повторялся несколько раз, начинаясь
от разных нот. Ниже — продолжение музыкального повествования, напоминающее
своими тёмными волнами крепкий бас, созданный в поддержку всему многоголосию в
нижнем регистре. Учитывая тот факт, что фуга была частью месс и ораторий,
которые в свою очередь являлись именно литургическими произведениями, здесь
можно разглядеть и символические очертания молящихся ангелов со свечами.
Чюрлёнис, прекрасно владея техниками музыки и живописи, мастерски синтезирует
эти два вида искусства. Уплотняя музыкальные звуки в живописные посредством
пластических форм, он создаёт на полотне законченную гармонию — загадочную и
утончённую.
Тема многоголосия,
полифонии была очень близка Чюрлёнису. С самого раннего детства он освоил игру
на органе и мог даже замещать своего отца во время воскресной службы.
Сонаты — это музыкальные
произведения, обычно глубокие и значительные по содержанию. Чаще всего они
имеют три части. А у М. Чюрлёниса есть живописная соната — «Соната моря». Три
её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия: «Аллегро»,
«Анданте» и «Финал».
В то же время М. Чюрлёнис
сочинил и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его поэмой
«Море». Музыка моря — то радостная, то таинственная, то страшная в своей
силе...
Описание моря есть у М.
Чюрлёниса и в его литературных зарисовках.
Могучее море. Велико,
беспредельно, безмерно.
Целое небо обводит своею
голубизной твои волны, а ты... дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет
конца твоей мощи, нет пределов твоему величию, твоё бытие бесконечно.
Велико, могуче, прекрасно
море!
Так в творчестве М.
Чюрлёниса тесно переплетаются жанры музыки, живописи и поэзии.
Непревзойдённым мастером
полифонии был немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Творчество его
многогранно. Он написал более 1000 произведений во всех жанрах светской и
духовной музыки, кроме оперы. Чтобы доказать преимущества новой системы
настройки инструментов, Бах создал два тома «Хорошо темперированного клавира»,
состоящего из 48 прелюдий и фуг.
·
Из перечисленных
авторов выберите композитора, который первым использовал джазовые ритмы в
фортепианной музыке.
Варианты ответов:
Джордж Гершвин;
Игорь Бутман;
Клод Дебюсси;
Алексей Козлов
·
Установите
соответствие между автором и названием произведения.
К. Дебюсси;
М. Чюрлёнис;
И. С. Бах;
«Соната моря»;
«Лунный свет»;
фуга до мажор из первого
тома «Хорошо темперированного клавира».
Прислать фотографию ответов на вопросы на
эл.адрес – Zadneprovskaya29@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий