7 класс.
Симфоническая музыка Людвига ван Бетховена. Симфония №5
Отправлять выполненное задание в день урока!
Пятая симфония,
которая поражает лаконизмом изложения, сжатостью форм, устремленностью
развития, кажется рожденной в едином творческом порыве. Однако создавалась она
дольше остальных. Бетховен работал над ней на протяжении трех лет, успев
закончить в эти годы две симфонии совершенно иного характера: в 1806 году была
написана лирическая Четвертая, в следующем начата и одновременно с Пятой
завершена Пасторальная, позднее получившая № 6.
Это было время
наивысшего расцвета таланта композитора. Одно за другим появляются самые
типичные для него, самые прославленные сочинения, нередко проникнутые энергией,
горделивым духом самоутверждения, героической борьбой: скрипичная соната опус
47, известная как Крейцерова, фортепианные опус 53 и 57 («Аврора» и
«Аппассионата» — названия даны не автором), опера «Фиделио», оратория «Христос
на горе Елеонской», три квартета опус 59, посвященные русскому меценату графу
А. К. Разумовскому, фортепианный (Четвертый), Скрипичный и Тройной (для
фортепиано, скрипки и виолончели) концерты, увертюра «Кориолан», 32 вариации
для фортепиано до минор, месса до мажор и др. Композитор смирился с неизлечимым
недугом, страшнее которого не может быть для музыканта, — глухотой, хотя, узнав
о приговоре врачей, едва не покончил с собой: «Только добродетели и искусству я
обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством». В 31 год он написал другу
горделивые слова, ставшие его девизом: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не
удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!»
Пятая симфония
посвящена известным меценатам — князю Ф. И. Лобковицу и графу А. К. Разумовскому,
русскому посланнику в Вене, и впервые прозвучала в авторском концерте, так
называемой «академии», в Венском театре 22 декабря 1808 года вместе с
Пасторальной. Нумерация симфоний была тогда иной: открывшая «академию» симфония
под названием «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, имела № 5, а «Большая
симфония в до миноре» — № 6. Концерт оказался неудачным. Во время репетиции
композитор повздорил с предоставленным ему оркестром — сборным, невысокого
уровня, и по требованию музыкантов, отказавшихся с ним работать, вынужден был
удалиться в соседнюю комнату, откуда и слушал, как его музыку разучивает
дирижер И. Зейфрид. Во время концерта в зале царил холод, публика сидела в
шубах и равнодушно восприняла новые симфонии Бетховена.
Впоследствии Пятая
стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные
черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его
творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие
рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них, несколько
видоизменяясь, проходит через все части (такой прием, заимствованный у
Бетховена, следующее поколение композиторов будет использовать часто). Об этой
сквозной теме, своего рода лейтмотиве кз четырех нот с характерным стучащим
ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так
судьба стучится в дверь».
Задание:
1.
Прочесть параграф в учебнике (стр. 120 – 123)
2.
Послушать симфонию № 5 Людвига ван Бетховена.
3.
В рабочей тетради ответить на все вопросы на стр.123 в учебнике.
Выполненное
задание и вопросы присылать на электронный адрес
- Zadneprovskaya29@gmail.com
Все материалы можно найти по ссылке - https://yadi.sk/d/NCdj7PxK8wkuGA
Комментариев нет:
Отправить комментарий