Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Урок №25
Обратите внимание на дату урока!
В
1809 году Бетховен получает от дирекции Венского придворного театра заказ на
написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над ней с конца 1809 до
весны 1810 года, по его собственным словам, «исключительно из любви к поэту».
Бетховен
высоко ценил творчество Гёте, с которым неоднократно встречался. Он писал песни
на его стихи как в ранний («Сурок»), так и в центральный период своего
творчества («Песня Миньоны», «Песня о блохе» и др). Музыка к «Эгмонту» состоит
из увертюры, созданной последней, и девяти номеров. Впервые она прозвучала 15
июня 1810 года, когда трагедия Гёте была исполнена в четвертый раз в Венском
придворном театре.
Иоганн
Вольфганг Гёте (1749—1832) — величайший немецкий поэт, писатель, драматург,
юрист, ученый, театральный и политический деятель — с 1775 года занимал пост
первого министра Веймарского герцогства. Именно в этом году он начал работу над
трагедией «Эгмонт», которую завершил 12 лет спустя.
Герой
ее, Эгмонт, граф Ламораль, принц Гаврский (1522—1568) — один из первых вельмож
Фландрии и Брабанта — происходил из древнего рода, известного еще в эпоху
Крестовых походов. Его родина в XVI веке находилась под властью Испании, от
которой стремилась освободиться, выступая одновременно и против католицизма.
Эгмонт с 16 лет был придворным испанских королей, участвовал во многих походах
и даже сопровождал Филиппа II в Англию, когда тот сватался к Марии Тюдор.
Любимец солдат и народа и в то же время верноподданный католик, Эгмонт в 1565
году был направлен к испанскому королю с требованием уничтожить инквизицию. В
следующем году он вновь принес присягу на верность испанской короне, хотя
нидерландские патриоты, его соратники по оппозиции Филиппу II принц Вильгельм
Оранский и граф Горн, отказавшиеся присягнуть, предостерегали его от
вероломства короля и даже предлагали покинуть родину. Однако Эгмонт, доверчивый
и простодушный, встретил нового наместника Нидерландов, кровавого герцога Альбу
при его въезде в Брюссель, часто бывал в его доме, а 9 сентября 1567 года был
арестован по приказу герцога и заключен в Гентскую цитадель. В ней Эгмонт
провел 9 месяцев. Ему было предъявлено 90 пунктов обвинения, которые он
блистательно опроверг. Несмотря на это, Эгмонт был приговорен к смерти и 5 июля
1568 года казнен в Брюсселе. Все его имущество было конфисковано королем, так
что вдова и 11 детей остались нищими.
У
Гёте Эгмонт молод, холост и влюблен. Его возлюбленная, простая девушка Клерхен,
мечтает сражаться вместе с ним. Она же зовет к восстанию, чтобы освободить
героя, и, не в силах пережить смерть любимого, кончает с собой. Призывом к
борьбе за свободу, верой в победу народа, несмотря на все страдания и жертвы,
наполнен заключительный монолог Эгмонта в темнице перед казнью.
Как
и другие увертюры, «Эгмонт» быстро занял место на концертной эстраде, где стал
одним из популярнейших симфонических сочинений Бетховена. В этой увертюре
наиболее полно и сжато воплощены типичные идейные и стилевые черты творчества
композитора: героика борьбы за свободу, требующей напряжения всех сил и тяжких
жертв; яркость, броскость тематизма и ясность формы, обращенной к самому
широкому кругу слушателей.
Задание: Составить сообщение о биографии и творчестве Людвига ван Бетховена. Оправить в день урока на эл. адрес - Zadneprovskaya29@gmail.com/
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте...
|У. Шекспир|
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — одно из самых
знаменитых произведений П. Чайковского. В основу программы этого симфонического
сочинения было положено литературное произведение — трагедия гениального
английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира, повествующая о
любви, верности и трагической гибели двух юных героев.
О кропотливой работе композитора над созданием
увертюры-фантазии говорят три её редакции. Чайковский задумал даже сочинить
оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания
Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии. После
смерти Чайковского композитор С. И. Танеев закончил эту сцену и издал её как
дуэт Ромео и Джульетты.
Чайковский ясно представлял себе будущую оперу. «Это
будет самый мой капитальный труд, — писал он своему брату Модесту Ильичу. — Как
я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на
музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального
характера... Есть любовь, любовь и любовь...».
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» написана
Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей — вступление, экспозицию,
разработку, репризу и коду.
В каком фрагменте увертюры-фантазии «Ромео и
Джульетта» мы узнаем о гибели главных героев?
Комментариев нет:
Отправить комментарий